- Воспитание
- Вопросам В. (в совр. смысле слова) в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые, античное В. исходило из образа взрослого человека, без учета психологич. особенностей детей. Важнейшими средствами В. были демонстрация образца и личный пример. Местом В. был родительский дом, а не школа, педагогич. средствами — жестокие телесные наказания и труд. В Др. Греции существовали кормилицы и педагоги, большей частью рабы, оказывавшие большое воспитательное влияние на детей. На более высокой ступени обучения в греч. эфебских школах прилежание учеников стимулировалось их участием в школьных публичных соревнованиях. Для В. в юношеском возрасте очень важны были личные отношения учителя и ученика, которые нередко имели характер отношений мастер — ученик, стажер (известный пример — Сократ — Платон). Непосредств. воспитательное значение имело обучение грамматике и риторике, способствовавшее лит. образованию. Благодаря изучению поэзии воспитывалось чувство прекрасного; одновременно усваивались этич. нормы поведения. В Др. Риме существенным фактором воспитания было культивирование почитания предков (mores maiorum — обычаи предков). Наряду с основами греч. образования римляне заимствовали принципы греч. воспитания (особенно те, которые отвечали потребносгям политич. жизни Рима). Достойно внимания то, что в античности всегда и во всем пытались добиться решения центральных задач всеобщего образования путем образования и воспитания детей: в Спарте (7 — 5 вв. до н. э.) посредством физич. закаливания (спартанское воспитание), в Афинах (6 — 5 вв. до н. э.) через музыкально-гимнастич. занятия, а в юношеском возрасте через развитие математич. мышления (Платон), а также путем изучения основ ораторского искусства и философии.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.